Бизнес-клан для Молдовы
8 мин.

Бизнес-клан для Молдовы


Время профессиональных дипломатов на высших должностях в Молдове, похоже, подходит к концу. Вместо бывшего посла Игоря Кормана парламент возглавил выходец из бизнеса Андриан Канду. Другой бизнесмен — Кирилл Габурич — имеет все шансы сменить Юрие Лянкэ на посту премьера. Эксперты, впрочем, отмечают, что в период пребывания у власти дипломатов за ними стояли те же игроки со своими бизнес-интересами. В рядах либерал-демократов между тем назревает раскол: Лянкэ и его сторонники уверены, что проводить евроинтеграционный курс без проевропейского большинства невозможно, и голосовать за новый кабмин не намерены.

Хотя на формирование состава правительства у нового кандидата в премьеры от либерал-демократов Кирилла Габурича по закону есть 15 дней, в миноритарном «Альянсе за европейскую Молдову» обещают, что уже до конца недели в стране будет новый кабинет министров. В том, что парламент поддержит Габурича, в коалиции либерал-демократов и демократов не сомневаются: за кандидата в премьеры «из бизнеса» помимо партий альянса готовы голосовать и коммунисты.

По словам лидера Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Владимира Филата, голосование в парламенте страны по составу и программе правительства состоится не позднее четверга, 19 февраля. Глава либерал-демократов выразил уверенность, что правительство наберет необходимый для утверждения 51 голос. Причем, по словам Филата, либерал-демократам даже не придется менять министров, к которым еще на прошлой неделе предъявляли претензии коммунисты, к примеру министра просвещения Майю Санду. Также не претерпит изменений программа и приоритеты кабмина.

Из этого можно сделать вывод, что провалившееся на прошлой неделе голосование в парламенте было направлено в первую очередь против действующего премьера, первого вице-председателя ЛДПМ Юрие Лянкэ. А тот факт, что на консультации с парламентскими фракциями по поводу правительства во главе с Кириллом Габуричем отводится лишь несколько дней, может свидетельствовать о том, что договоренность насчет поддержки кабмина уже достигнута.

Данную версию подтверждают и источники NM в «Альянсе за европейскую Молдову». Более того, по словам собеседников NM, кандидатура Габурича на должность премьера обсуждалась либерал-демократами, демократами и коммунистами еще в период консультаций по формированию правительства Юрие Лянкэ.

В том, что выдвижение Лянкэ на должность премьера было не более чем формальностью, уверен и лидер Либеральной партии (ЛП) Михай Гимпу. «ЛДПМ и ДПМ изначально планировали отстранить от власти Либеральную партию и премьер-министра Юрие Лянкэ. Они устроили этот дешевый спектакль с обсуждением проевропейской коалиции и нового правительства Лянкэ. На самом деле, они ни под каким видом не хотели союза с либералами, а хотели — с коммунистами»,— сказал Гимпу.

Другой влиятельный либерал — Анатол Шалару и вовсе заявил, что лидер ЛДПМ Владимир Филат настоятельно просил представителей ЛП не голосовать за Юрие Лянкэ. По словам Шалару, Филат намекал, что в случае провала Лянкэ возобновятся переговоры с либералами. Владимир Филат, правда, поспешил назвать слова Шалару «сплетнями». Но Михай Гимпу подтвердил, что подобные заверения поступали не только Шалару, но и другим либералам.

Тем временем в Либерально-демократической партии на этой почве уже назревает раскол. Юрие Лянкэ хоть и поддержал кандидатуру Габурича на партийном бюро, уже заявил, что не проголосует за его правительство, если парламентское большинство будет создано с коммунистами, а не либералами. Он не исключил и возможности выхода из команды либерал-демократов, если из-за «непрозрачных политических игр» окажется под угрозой проевропейский курс страны. Первым сигналом такого рода, по его словам, может стать совместное голосование с коммунистами при утверждении правительства.

Позицию Юрие Лянкэ между тем разделяет и ряд других либерал-демократов. Так, против политического союза с коммунистами открыто выступает еще один дипломат — Еуджен Карпов, занимавший в кабмине Лянкэ пост вице-премьера по реинтеграции. По его словам, «избиратели [ЛДПМ] не ожидали, что мы будем идти вместе с коммунистами». Впрочем, с тем, поддерживать ли правительство Габурича, Карпов обещает определиться ближе к голосованию.

Близкие к ЛДПМ источники NM оценивают «группу поддержки» Лянкэ в партии как «не слишком значительную». Однако возможный партийный раскол в любом случае нанес бы болезненный удар по позициям политформирования как в обществе, так и среди европейских партнеров, которые не скрывают симпатий к действующему премьеру.

Владимир Филат считает разговоры о расколе в ЛДПМ преждевременными. По словам Филата, он «знает Юрие Лянкэ как зрелого политика» и считает, что тот едва ли станет «принимать поспешные решения». Кирилл Габурич также отметил, что они с Лянкэ «хорошие друзья», он уважает его позицию и намерен обсудить с ним сложившуюся ситуацию.

Впрочем, и без голосов Лянкэ и его возможных сторонников либерал-демократам, демократам и коммунистам вполне хватит голосов для утверждения кабмина. Для этого необходима поддержка 51 из 101 депутата. В распоряжении фракций ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ в их нынешнем составе — 62 мандата. При таком раскладе утверждение правительства Габурича становится практически делом техники.

В случае если это произойдет, можно будет говорить о закреплении тенденции, когда на смену профессиональным дипломатам на высших должностях в стране приходят выходцы из бизнеса. Ранее вместо бывшего посла Игоря Кормана парламент возглавил выходец из бизнеса Андриан Канду. Теперь другой предприниматель — Кирилл Габурич имеет все шансы сменить дипломата Юрие Лянкэ во главе правительства.

Выходцами из бизнеса, к слову, являются и фактические руководители партий «Альянса за европейскую Молдову» Владимир Филат и Владимир Плахотнюк. Весной 2013 года в результате острого кризиса в тогдашнем альянсе «За европейскую интеграцию» оба были вынуждены отойти на вторые роли, выдвинув на первый план профессиональных дипломатов. Последние свою функцию выполнили: за полтора года страна заметно продвинулась по «европейской повестке», а правящая коалиция без особых конфликтов дожила до ноябрьских выборов 2014 года.

О нынешних выдвиженцах на высшие посты говорят как о фигурах, тесно связанных с руководством ЛДПМ и ДПМ. Андриан Канду в недавнем прошлом был ближайшим бизнес-партнером Владимира Плахотнюка, а Кирилл Габурич известен близостью к Владимиру Филату еще во времена, когда тот сам занимал должность премьера. Филат тогда регулярно участвовал в акциях возглавляемой Габуричем компании Moldcell и даже, по информации NM, лоббировал ее интересы, к примеру, в ходе переговоров по получению дочерней компанией молдавского мобильного оператора лицензии на деятельность в Приднестровье.

Директор Института публичной политики Аркадие Барбарошие, впрочем, отмечает, что и в период пребывания у власти «дипломатов» за ними стояли те же политики со своими бизнес-интересами. «Не думаю, что программа правительства Кирилла Габурича будет принципиально отличаться от той, что представил Лянкэ. Сам Габурич пока «темная лошадка»: до сих пор он не проявлял себя на общественном поле и о его принципах и ценностях ничего неизвестно»,— сказал эксперт.

Мало что известно и о внешнеполитических воззрениях потенциального премьера. Сам он уже заявил, что продолжит курс на европейскую интеграцию. Не менее сложный комплекс задач, однако, связан и с налаживанием отношений с РФ. На восточном направлении успехи его предшественника Юрие Лянкэ были далеко не столь впечатляющими, как на западном. Говорить с Лянкэ в Москве по сути отказывались: по данным NM, еще год назад в Сочи молдавский премьер просил о контактах с российским коллегой Дмитрием Медведевым, на что получил дипломатичный отказ.

По словам Аркадие Барбарошие, молдавско-российские отношения были прерваны не по инициативе правительства Молдовы. «Каждое из прежних правительств пыталось выстраивать партнерские отношения с РФ. Но партнерство российская сторона понимает по-своему, и действует она сегодня по известному принципу «Бей своих, чтобы чужие боялись». Так что любому правительству, которое руководствуется национальными интересами РМ, наладить отношения с Москвой будет непросто»,— сказал NM аналитик.

Что касается взаимодействия с ЕС, то, по словам Барбарошие, Запад не раз доказывал, что его интересует исключительно качество реформ. «Такие ключевые для процесса евроинтеграции документы, как План действий Молдова—ЕС и План индивидуального партнерства (IPAP) с НАТО, были подписаны при власти коммунистов. Так что для Запада неважно, какого цвета кот, главное, чтобы он ловил мышей. А это означает борьбу с коррупцией, продолжение реформ, соблюдение прав человека и т.д. Если власть в ее новой формуле продолжит все это делать, то она безусловно получит политическую и финансовую поддержку ЕС»,— считает эксперт.

Политический аналитик Николае Киртоакэ, в свою очередь, полагает, что Лянкэ устранили из власти именно потому, что он стал помехой олигархическим кругам, интересы которых не связаны с проведением реформ. По его словам, ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ — «три олигархические партии», лидеры которых являются «скорее бизнесменами, чем политиками». «Во главе правительства встанет человек, лояльный олигархам, которого они будут полностью контролировать. […] Возможно, они оставят двух-трех министров из бывшего правительства — так, для отвода глаз. Но наступил конец реформам и борьбе с коррупцией, которые и являются главными условиями для европейской интеграции»,— уверен эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: