Молдавский лей продолжит падение
6 мин.

Молдавский лей продолжит падение


За первые две недели нового года молдавский лей обесценился по отношению к американскому доллару на 5%, а по отношению к евро — примерно на 2%. Нацбанк объясняет падение «сезонными факторами». Игроки рынка, однако, говорят об «остром дефиците валюты», из-за чего банкам приходится  покупать валюту у населения по более высокому курсу. Эксперты прогнозируют, что доллар скоро будет стоить 18 леев, а евро — 20 леев. Падение лея уже привело к значительному повышению цен и удорожанию кредитов. «Молдовагаз» заявил о намерении обратиться в НАРЭ для повышения тарифа на газ.

Нацбанк уполномочен разъяснить

Молдавский лей с начала этой недели стал стремительно падать. За три дня официальный курс лея по отношению к американскому доллару упал на 65 банов и достиг 15 января 16,48 лея. Курс евро достиг 19,37 лея.

В Нацбанке объясняют стремительное падение лея «внутренними и внешними факторами». «Во-первых, доллар укрепляется на международных рынках благодаря начавшемуся восстановлению американской экономики, в то время как европейская экономика находится в рецессии и даже существует риск дефляции, что влияет на падение евро. Во-вторых, на девальвацию лея влияет более высокий спрос на инвалюту в этот период времени (в частности со стороны импортеров энергоресурсов.— NM). В то же время предложение за 11 месяцев прошлого года упало на 23%, в то время как спрос практически остался неизменным. Предложение покрывало спрос лишь на 82%. В-третьих, на курс повлияла девальвация российского рубля»,— сообщила на пресс-конференции глава департамента валютных операций НБМ Лучия Хадыркэ. По ее словам, Нацбанк не осуществлял до 14 января валютных интервенций на рынке, «так как валюта была куплена у физических лиц».

Напомним, в прошлом году валютные резервы Нацбанка сократились на $664 млн (до $2,156 млрд). Большая часть пошла на стабилизацию курса лея. Только в декабре прошлого года Нацбанк продал валюты на $156,4 млн. Кроме того, $89,09 млн пошли на специальные интервенции по продаже валюты Banca Sociala и Banca de Economii, в которых Нацбанк в конце ноября ввел специальное управление, а также на операции своп.

Обеспокоенность ситуацией на валютном рынке уже выразил и.о. премьера Юрие Лянкэ, у которого во вторник, 13 января, состоялась встреча с президентом Нацбанка Дорином Дрэгуцану. Пресс-секретарь Лянкэ Лилиана Вицу раскрыть детали встречи отказалась, заявив, что она была закрытой.

Падение продолжается

Тем временем большая часть банков страны сталкивается с нехваткой валюты. Это косвенно подтверждается и устанавливаемыми банками обменными курсами, которые сильно отличаются от официального. В среду, 14 января, при официальном курсе 16,21 лея за доллар США банки покупали доллары по 16,3–16,51 лея, а продавали и вовсе за 16,7–17,25 лея. Евро покупали по 19,25–19,45 лея, а продавали по 19,69–20,35 лея.

Дилер одного их пяти крупнейших молдавских комбанков, настоявший на анонимности, подтвердил острый дефицит валюты на рынке. «Предложение со стороны физических лиц слабое, и ждать оживления не стоит. Люди после новогодних праздников практически перестают менять валюту. В то же время экономическим агентам валюта необходима для погашения своих обязательств перед поставщиками. Леевая же масса увеличилась после новогодних праздников, в ходе которых люди активно тратили деньги»,— отметил собеседник NM. По его словам, если Нацбанк не начнет интервенции, молдавский лей продолжит стремительное падение.

По словам дилера, 14 января Нацбанк осуществил интервенцию в размере $40 млн. «Это помогло. Но вопрос в том, насколько этого хватит рынку? На два-три дня? А потом что? Все зависит от того, как будет дальше НБМ тратить резервы»,— сказал он, отметив, что «люди уже потеряли доверие к национальной валюте и будут менять евро и доллары только при острой необходимости». 

Глава Лиги банкиров Молдовы Думитру Урсу обращает внимание на то, что валютные резервы, за счет которых осуществляются валютные интервенции, находятся на грани рекомендуемых Всемирным банком показателей: резервы покрывают три с половиной месяца импорта при рекомендуемых трех месяцах. «Если мы перейдем рекомендуемую ВБ черту, это будет негативным сигналом для инвесторов»,— сказал финансист NM. По его мнению, для стабилизации курса существует другой инструмент — стерилизация денежной массы за счет повышения ставки обязательных резервов. 

Доктор экономики Святослав Михалаке также считает, что Нацбанку следовало бы еще раз повысить процентную базовую ставку (регулятор ранее уже поднял ее с 3,5% до 6,5%). По мнению эксперта, основным фактором, который привел к обесцениваю национальной валюты, стало финансирование Нацбанком трех банков, где им же было введено специальное управление. «До начала 2014 года Banca de Economii, Banca Sociala, Unibank была предоставлена финансовая помощь в размере 6,5 млрд леев»,— сказал он NM, отметив, что «из-за ошибок регулятора в проигрыше будут экономические агенты и население».

Цены растут

Аналитик компании «Альпари» Александр Пую считает, что «в данный момент молдавский лей прямо пропорционально отражает курсовую борьбу евро и доллара». «На новогодние праздники Нацбанк и коммерческие банки традиционно занизили курс лея, чтобы скупить побольше валюты, всплеск обмена которой обычно приходится на Пасху, Новый год и период отпусков в августе. Сегодня же мы видим резкое ослабление лея, корректировать который Нацбанк пока не успевает. Но вскоре курс Нацбанка подтянется за рыночным,— полагает эксперт.— Бытует мнение, что данная разница образовалась из-за того, что коммерческие банки испытывают проблему с ликвидностью». По словам Пую, уже в конце марта евро будет стоить 20 леев, а доллар — 18, если учитывать тенденции ослабления евро к доллару до $1,11 за евро (сейчас — $1,18).

По мнению аналитика «Альпари», девальвация лея приведет к повышению ставок по кредитам, что ударит по экономике. «Девальвация может привести к рецессии. НБМ решил повысить базовую процентную ставку до уровня 6,5%. Это приведет к росту стоимости кредитов. Если в начале года качественные заемщики могли брать кредиты в леях под 14–15%, то уже сейчас ставка для них может составить 16–17%»,— констатирует Пую. Это, уверен он, затруднит рефинансирование долга компаний по кредитам, что на фоне ухудшающегося финансового положения молдавских компаний приведет к проблемам с ликвидностью, дефолтам и в итоге ударит по экономике Молдовы.

Падение лея уже привело к увеличению цен более чем на 2 тыс. наименований медикаментов. Соответствующий указ издал минздрав.

Председатель правления АО «Молдовагаз» Александр Гусев также ставит вопрос о повышении тарифов на природный газ. «Тариф надо пересматривать, и он будет увеличиваться, но насколько — это будет зависеть от обесценивания молдавского лея»,— сказал Гусев в интервью «Комсомольской правде».

Как показывает практика, после повышения тарифов на природный газ растут цены на тепло и электричество, а затем по цепочке на товары и услуги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: